06.11.2015
Почему возникает необходимость контролировать рабочее время сотрудников? Какие бывают плюсы и какие могут быть минусы? К каким это может привести последствиям?
Учёт и контроль как признак успешного ведения дел завещал нам ещё великий Ленин. Это без ерничества. И не только он. Всё, что можно зафиксировать — позволяет легко делать сравнительно объективные выводы. Если работник Вася в один день собрал три станка, а выходит курить десять раз по пять минут, а на другой день собрал четыре станка, а курил пять раз, а на третий день собрал два станка и курил пятнадцать раз, то явно напрашивается совершенно конкретный вывод о том, как увеличить его норму выработки. Сократить надо Васе и количество перекуров ,и их длительность. Или вообще запретить ему курить! И потом снова посмотреть в журнал строгой отчётности.
А разгадка в том, что всякий учёт и контроль никак не должны затмевать понимание человеческой природы. Умные люди в умных книжках давно уже обосновали, что концентрация человека подобна приливам и отливам. Есть периоды свежести, есть необходимость в отдыхе для перезарядки, есть периоды восстановленной концентрации и есть периоды окончательной усталости.
Потому, если только запрещать и ограничивать с фиксацией всякого движения, то на выходе вместо роста продуктивности можно получить текучку кадров или вовсе распад компании.
Каким же может быть гармоничный подход?
Следует, вероятно, определить те факторы, которые вообще следует фиксировать, также те, по которым руководству нельзя «отступать» и всё это в непременной связи с характером трудовых обязанностей того или иного сотрудника.
Например, в компании после определённого периода накопления опыта пришли к пониманию, что при средней степени концентрации некий работник соберёт (подключит, открутит) некую деталь за некое одинаковое время. Пусть это будет некий автомат. Работник соберёт автомат, скажем, за час. Рабочий день с обедом — автоматов будет семь. Обед всё равно нужен. Но при этом даже очень старательный рабочий не робот, на автомат у него уйдёт и больше часа. Но если нормы реальны, то он потом в течение дня всё равно нагонит. Следовательно, разумно зафиксировать его приход на работу, когда уходит и выработку за день. Если он курит и успевает покурить при сохранении выработки — то и славно.
Другое дело, если норм как таковых нет, а нужно всё больше и больше. Желателен максимальный трудовой продукт в минимально короткие сроки. Тогда можно и посчитать перекуры и обед сократить. И вообще выгнать курящего. Или как-то вылечить его от курения в рамках корпоративного плана.
Словом, считать нужно тогда, когда есть смысл считать.
Но одно дело условия какого-то реального производства или хотя бы реального перетаскивания ящиков на складе. Есть ящики — есть факт.
Но огромное число нынешних работников заняты в офисной сфере. Независимо от конечного результата их труда (продажи, управление, творчество и т. д.) внешне все сидят за компьютерами с интернетом и телефоном. А где интернет, там все его соблазны. Как традиционные в новой форме (например, и раньше люди не могли начать день не ознакомившись со свежей прессой), так и сугубо новые типа общения в социальных сетях.
И вот здесь-то начинается бескомпромиссная борьба с фиксацией приходов, уходов и любого движения компьютерной мышки. В дело идут блокировки сайтов, шпионаж за перепиской и т. д.
Во-первых, много чего можно технически зафиксировать. Но, во-вторых, менее очевидно, что именно считать лишним. Вроде бы курящий имеет право покурить. Сколько-то ответить на личную переписку тоже в целом может, мало ли там что. Посетить несколько привычных для себя сайтов, чтобы освежить восприятие — ну вроде как, почему нет, главное, чтобы был продукт.
И вот, как считать? Десять перекуров происходят взамен десяти продуктивных звонков или именно все остальные продуктивные звонки происходят за счёт этих самых перекуров? А если перекуров, скажем, двадцать? Может, поприжать работничка, глядишь, больше успеет? Или нет?
А что, если все эти попытки создать систему суперэффективного вычисления всякого рода KPI является очередной попыткой как-то справиться с тем фактом, что в стране миллионы и десятки миллионов людей вместо обещанного когда-то счастливого творчества и вдохновенной работы в мире победившего коммунизма вынуждены банально как-то выживать, чему-нибудь учиться и хотя бы как-то работать за какие-то деньги? Велик ли будет истинный трудовой энтузиазм? «Сотики» продавать это ведь не орбитальный лифт строить. Понятно, что выживать тоже нужно. Но у многих не будет вот этого вот неуловимого огонька, в яростном пламени которого горит любое дело!
Тогда останется только фиксировать и собирать солидных людей на какой-нибудь очередной семинар на тему того, как сделать так, чтобы потом ничего не делать.
В то время как всё дело в том, чтобы у работника была мотивация, в которой будут и деньги, и интерес к делу, и хотя бы самый лёгкий, но высший смысл.